Взятки и тёмные дела помогли "Рэд Уингз" получить трёх россиян в начале 90-х годов. Приобретя права на трёх молодых и одарённых русских хоккеистов - Сергея Фёдорова, Вячеслава Козлова и Владимира Константинова - на драфтах в конце 80-х годов, "Рэд Уингз" решили любыми способами получить их в своё распоряжение в начале 90-х.
Наибольшая роль в столь нелегальном бизнесе принадлежала вице-президенту команды Джиму Лайтесу. Как сказал генеральный менеджер "Детройта" тех лет Джим Девеллано: "Моя работа была задрафтовать лучших хоккеистов в мире. Работа Лайтеса заключалась в их получении".
Первой целью был, конечно же, Сергей Фёдоров. Ещё в августе 1989 года, когда Фёдоров был вместе с советской командой на тренировочном сборе в Финляндии, ему было передано переведённое на русский язык письмо, в котором "Рэд Уингз" обещали ему $250.000 долларов для побега, а также $25.000 его семье. Позднее, в декабре того же года, когда ЦСКА совершали турне по Северной Америки, уроженец Монреаля, фотограф Майкл Пономарёв устроил тайную встречу Фёдорова и Лайтеса, на которой Сергею был предложен контракт.
Было обговорено, сразу после окончания Игр Доброй Воли 1990 года, Фёдоров покинет советскую команду и переберется в Детройт. Однако "Рэд Уингз" пришлось изменить планы, после того как стали проскальзывать слухи, что другой игрок сборной СССР Дмитрий Христич также хочет сбежать во время Игр. Лайтес решил действовать безотлагательно. Практически сразу после прибытия советской команды в США, в Портленд, в воскресенье 24 августа, Фёдоров не появился на ужине. Тренеры послали на его поиски одного из руководителей команды, который столкнулся с Сергеем лицо в лицо в лифте. Недолго думая, Фёдоров достал пачку долларов, оказавшуюся у него в кармане, передав её советскому товарищу, который на какой то момент оказался слепым. Выйдя из гостиницы, Фёдоров сел в машину поджидавшего Пономарёва, отвезшего Сергея в аэропорт, где уже его ждал личный самолёт хозяина "Рэд Уинз" Майка Илича.
На протесты советской делегации "Рэд Уинз" заявили, что Фёдоров не ищет политического убежища, а просто хочет продолжать свою карьеру в "Детройте". "Он просил меня передать, что был рад за советскую команду и готов всегда играть за свою страну, если это не будет конфликтовать с расписанием НХЛ," - сказал Лайтес.
Вторым на очереди стоял Владимир Константинов, капитан ЦСКА. Лейтенант советской армии Константинов сначала отказался от идеи побега, предложенной Валерием Матвеевым, спортивным журналистом газеты "Правды", который со всеми потрохами был куплен "Детройтом". Владимир изменил своё мнение после турне ЦСКА по Америке в 1990-91 гг, когда своими глазами увидел как живется Сергею Фёдорову.
В деле с Констатиновым руководство "Рэд Уинз" решило применить старый и использованный метод - взятки. Матвееву было выделено $30.000 долларов на расходы, и смекалистый журналист начал свою работу. Он устроил Константинова в советскую больницу, где доктора неожиданно обнаружили редкую и неизлечимую болезнь. Перед сезоном 1991-92 гг. жена Константинова, Ирина, с мольбой обратилась к Валерию Гущину, руководителю ЦСКА, и Виктору Тихонову, тренеру команды, разрешить Владимиру выехать в США на лечение.
Подозревающий неладное Тихонов потребовал Константинову пройти обследование в специальном армейской больнице, но Матвеев оказался проворнее, убедив с помощью денег "Рэд Уинз" врачей не изменять диагноза. В результате доктора сделали заключение, что не могут дать не положительного, ни отрицательного ответа на болезнь Константинова, но одно очевидно - он не может больше играть в хоккей и проходить службу в Советской Армии.
Но и на этом история не закончилась. Вездесущий Матвеев прознал, что Гущин отдал приказ таможенникам не выпускать Константинова из Шерементьево и конфисковать его паспорт. Найдя поддельные документы, Матвеев помог Константинву с семьей на поезде выехать в Будапешт, где их поджидали Лайтес и адвокат эмиграционной службы США. Как и Фёдоров, свой последний этап путешествия в Детройт Владимир проделал на личном самолёте хозяина команды, Майка Илича.
Вслед за Константиновым подошёл черед Славы Козлова, лучшего новичка чемпионата СССР 1990 года. В ноябре 1991 года Вячеслав попал в крупную автодорожную катастрофу, получив серьёзные травмы головы. Его друг Тарас Кириллов, находившийся с ним в автомобиле, погиб.
Пока здоровье Козлова понемногу приходило в норму, всё тот же Валерий Матвеев, с помощью взятки в $25.000 долларов, а также новым "Шевроле", убедил врачей в наличии у Козлова сложной мозговой травмы. По своим путям Гущин, руководитель ЦСКА, узнал о подлоге и попытался докторов изменить диагноз, пообещав отправить их вместе с командой в турне по Европе. Но что делать за границей, если нет денег? Доллары "Рэд Уинз" оказались более весомы. Козлов был отправлен в США на "лечение" и уже в марте 1992 года появился в составе "Детройта".
Гущин подал было в суд, но у ЦСКА просто не хватило материальных средств для оплаты процесса и дело было закрыто.
Источник: НХЛ на Куличках